Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@

ТИПИЧНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВУЗОВСКОМУ ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ

19.01.2013

ТИПИЧНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВУЗОВСКОМУ ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ

 

Г.В.Гатальская,

(г.Гомель, Беларусь)

 

Студенческий возраст относится к таким периодам, в которых психические перегрузки и требования выступают во всем многообразии. Можно выделить целый ряд стрессовых факторов студенческого периода, требующих решения проблемы развития психологического консультирования в вузе: наличие негативных установок и ожиданий, связанных с различными контрольными мероприятиями, неудовлетворенность результатами учебной деятельности, несоответствие между прилагаемыми усилиями и получаемыми результатами, сложности идентификации со средой деятельности, адекватного поведенческого реагирования в ситуациях профессиональных требований.

В студенческой среде молодой человек часто сталкивается с острой конкуренцией, недоброжелательностью, завистью, порождающими многочисленные интерперсональные конфликты, а это в свою очередь становится фактором, дестабилизирующим психическое здоровье. Переживание чувства низких личных достижений, собственного бессилия и слабой поддержки со стороны окружения приводит к синдрому профессионального выгорания.

Нами были проанализированы 200 случаев обращений студентов в социально-психологическую службу университета. Анализ позволил нам классифицировать жалобы в несколько групп:

  1. Проблемы отношений с лицами противоположного пола: трудности в общении и развитии отношений; давление со стороны молодых людей, подталкивающих девушек к началу сексуальных отношений; разочарования, связанные с изменой, расставанием; неумение проявлять негативные эмоции, связанные с отношениями, расставаться; сексуальные проблемы.

  2. Конфликтные ситуации в семье, главным образом, проявляющиеся в напряженных отношениях с родителями: давление со стороны родителей, не позволяющее действовать самостоятельно; чрезмерный контроль со стороны родителей, связанный с выбором друзей, партнеров, посещением дискотек, выбором стиля одежды; критика родителей, связанная с требованием ответственного поведения в расходовании денег, использования материальных ценностей, в отношении учебы, вредных привычек и т.д.; конфликты, связанные с алкоголизмом, физическим насилием со стороны родителей.

  3. Проблемы общения и отношений с преподавателями, сверстниками, руководителями фирм, где приходиться подрабатывать и т. д.: авторитаризм и унижение со стороны преподавателей; непонимание и конфликты при совместном проживании в общежитии; проявление агрессивности со стороны однокурсников, одногруппников; сложности в развитии дружеских отношений в группе или на курсе.

  4. Проблемы Я-концепции, трудности разрешения жизненных проблем, самостоятельного принятия решения, жизненного самоопределения: проблемы, обусловленные низкой самооценкой; несформированностью волевой сферы («не могу преодолеть свою лень», «ничего не делаю для того, чтобы решить свои проблемы, хотя знаю как это сделать»); страх перед радикальными переменами в жизни (переездом в другой город, принятием предложения); противоречивое отношение к себе: реальная скромность - желаемая властность, реальная зависимость – желаемая уверенность, реальное дружелюбие – желаемая недружелюбность и наоборот, реальная подозрительность – желаемая альтруистичность и т.д.;

  5. Напряжение, возникающее из-за большой загруженности учебными занятиями, проблемы обучения в вузе, профессионального становления, самоорганизации: раздражительность, нервозность, связанная с большой академической загруженностью; проблема эффективного использования времени, сдачи экзаменов.

  6. Недостаточная материальная обеспеченность, обусловленная несостоятельностью родителей и невысоким размером стипендий: трудности, связанные с материальными ограничениями.

  7. Угроза собственному физическому здоровью: озабоченность, связанная с состоянием своего здоровья; страх заболеть серьезными заболеваниями и т.д.

  8. Тяжелая болезнь родных, потеря близкого человека: переживания, обусловленные состоянием здоровья родных, операциями и т.д.

 

Как видно на передний план выходят трудности во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. Причем наиболее распространены такого рода затруднения среди девушек. Например, содержание жалобы клиента может носить следующий характер: «Мне трудно сказать, что в данный момент есть какая-то серьезная проблема, скорее это можно назвать мелкими неприятностями. Мне казалось, что проблемы бывают у других людей, но не у меня, однако эта уверенность была иллюзией. Привязанность к людям, а особенно к лицам противоположного пола, неумение контролировать свои чувства не были характерны для меня. Но все же и меня это не миновало… Не могу сказать, что этот человек отличался от остальных, скорее наоборот, был самым обычным, заурядным, как – будто кем-то случайно выбран из толпы прохожих, бесцельно бредущих по улицам города. Сначала все было у нас хорошо…. А потом так закрутилось, что все прекрасные моменты наших встреч как будто канули в Лету. В моей жизни никогда не было столько унижений, оскорблений, сколько пришлось вытерпеть эти несколько месяцев. Момент расставания, как ни странно, был самым приятным событием за все это время. Но чувство облегчения длилось не долго: прошла неделя и меня охватила невыносимая тоска. Все вокруг постоянно напоминало об этом человеке. Мне и сейчас не легко, мое сердце еще не скоро успокоится». Ж., 18 лет. Поиски друга жизни играют большую роль не только на старших, но и на 1, 2 курсах. Это оказывает влияние на успеваемость и общественную деятель­ность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Интимно-личностные отно­шения нередко способствуют повышению желания лучше учить­ся, рабочему настроению, творческой активности.

На втором месте по значимости студентами оказываются проблемы и конфликтные ситуации в семье. Многие из них касаются извечных конфликтов поколений, сложных отношений между братьями и сестрами, а также непонимания со стороны родителей особенностей процесса взросления собственных детей: «У меня есть проблемы в семье и уже достаточно давно. Мой отец постоянно издевается надо мной и мамой, отказывается материально помогать. Родители давно в разводе. Но дело не в этом. Просто мой отец – алкоголик. В состоянии алкогольного опьянения отец, если его так можно назвать, способен на все: мы часто подвергались насилию с его стороны. Порой бывает, что я как бы уговариваю себя, что этой мой отец, и он такой, какой есть. У меня есть желание убежать от всего этого кошмара, но как это сделать я не знаю» Ж., 17 лет.

На третьем месте – проблемы общения и отношений с преподавателями, сверстниками, руководителями фирм, где приходиться подрабатывать студентам. Например, многие иногородние студенты сталкиваются с затруднениями совместного проживания в общежитии, когда постоянно необходимо либо отстаивать свою точку зрения, либо подстраиваться под других для того, чтобы не провоцировать конфликтные ситуации. «Мои трудности заключаются в том, что я не могу понять зависти, вражды между людьми. Например, когда мне удалось найти интересную работу, многие мои знакомые отвернулись от меня, перестали со мной общаться. Мне просто ничего не оставалось делать, как поступать точно также, по принципу «как ты ко мне, так и я к тебе». Я вижу, что друзья так и не выросли из «детских штанишек», которые одела мама, мне трудно найти с ними общий язык, потому что меня интересуют совсем другие вопросы: поиск работы, профессиональная самореализация, брак …» М., 21 год.

Четвертое место занимают проблемы Я-концепции, трудности разрешения жизненных затруднений, самостоятельного принятия решений, самоопределения. Центральным новообразованием юношеского возраста выступает именно система самосознания личности, ее «Я-концепция». Она проявляется, прежде всего, в восприятии молодым человеком многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Первоначально возникшие на основе осознания студентом оценок его другими людьми, а потом – на основе соотнесения оценок других и своих собственных, эти «образы» во многом обусловливают трудности взаимоотношений с окружающими людьми, а также отношения к самому себе.

На пятом месте проблемы обучения в вузе, профессионального становления, самоорганизации.

Эти данные свидетельствуют о необходимости включения в модель психологического сопровождения индивидуального и группового консультирования студентов.

Анализ эффективности консультативных моделей в работе со студентами на основе выше рассмотренной классификации позволяет выделить основные из них: личностно-центрированная модель для помощи студентам при оценке существующих и будущих планов, принятия решений; рационально-эмотивная модель для уменьшения поведенческих проявлений типа «А» (проявления нетерпеливости, соперничества, враждебности); краткосрочная терапия позволяет переопределить отношение и изменить проблемную ситуацию, связанную с совместным проживанием, например в общежитии, эта модель позволяет прекратить взаимные обвинения и поиск «козлов отпущения».

Учитывая растущую потребность студентов в консультировании, мы развиваем работу консультантов-сверстников. В рамках проекта «Равный обучает равного» они проходят предварительное обучение с целью развития способности говорить о различных проблемах с другими.

Реализация выше обозначенных моделей предполагает опору на следующие методы консультирования: методы повышения самооценки (упражнения для создания источников внутреннего подкрепления, когнитивное реструктурирование для положительной интерпретации опыта), исследование иррациональных убеждений относительно перфекционизма и потребности в одобрении, методы обучения навыкам межличностного общения, упражнения на принятие ответственности и др.

Комментарии (0)Просмотров (9)


Зарегистрированный
Анонимно